90 лет Госсанэпидслужбе России

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ

     В последние годы в республике сохранялась стабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наметилась положительная тенденция в улучшении демографических показателей, состояния здоровья населения и среды его обитания. Однако, сохраняющиеся негативные тенденции в области формирования здорового образа жизни, заставляют медицинских работников вновь обратиться к профилактике, гигиеническому воспитанию и обучению, эффективность которых доказана опытом работы здравоохранения многих стран мира.

     Весь мировой опыт этой профилактической деятельности свидетельствует об исключительно высокой эффективности формирования у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

     С выходом в свет нового Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиеническое обучение и воспитание обрело, можно сказать, свое второе дыхание. Ведь а ст. 36 Закона прямо говорится, что «… гигиеническое воспитание и обучение граждан ОБЯЗАТЕЛЬНЫ…».

     Конечной целью гигиенического обучения лиц декретированных профессий является повышение их эпиднастороженности, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, сознательное выполнение гигиенических требований на эпидемиологически значимых объектах.

     В процессе изучения тем «Формирование здорового образа жизни» и «Профилактика инфекционных заболеваний» специалисты – преподаватели курсов по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации декретированных групп населения должны четко определить круг вопросов, рассматриваемых в учебной лекции.

     Мы полагаем, что изложение темы «Формирование здорового образа жизни» должно быть направленно на повышение медицинской и гигиенической активности слушателей, осознание ими своей личной ответственности за санэпидблагополучие предприятия, организации, учреждения, где они работают, а не быть простым повторением прописных истин.

     Нами апробировано следующее построение лекции о формировании ЗОЖ.

     После развернутого изложения понятия «здоровье» в формулировке Всемирной организации здравоохранения, слушателям сообщается о ведущем вкладе в нарушение здоровья материальных условий труда, быта и отдыха вкупе с неправильным поведением самого человека – индивида. При этом, говоря о 10 % нарушений здоровья вследствии несвоевременного, некачественного оказания медицинской помощи, отсутствия эффективной профилактики, следует сказать о том, что положительный вклад здравоохранения в сохранение и укрепление общественного здоровья определяется долей валового национального дохода, выделяемого на охрану здоровья.  Здесь же уместно сообщить слушателям о новых методах ранней диагностики приоритетных заболеваний, которыми они могут воспользоваться во время прохождения профмедосмотров. Следует также обратить внимание слушателей на то, что современный научный подход к самооздоровлению предполагает оценку уровня и резервов здоровья по специальным методикам с использованием компьютерных технологий. Эти методы позволяют оперативно оценить потенциал здоровья человека и выдать научные рекомендации по восстановлению, сохранению и укреплению здоровья индивидуума.

     При изложении вопросов рационального питания, физической культуры и закаливания, психогигиены и психопрофилактики, следует указать на важность предварительных консультаций с врачом, а для занимающихся физическими упражнениями с интенсивной нагрузкой, обязательного ведения дневника самонаблюдения.

     Практика показывает, что одна лишь строгая регламентация организационных и технологических мероприятий без одновременного повышения чувства ответственности персонала эпидзначимых объектов за их санитарное состояние не позволяет обеспечить санэпидблагополучие населения.    

     Практический интерес слушателей представляют сообщения о достижениях современной эпидемиологии в области вакцинопрофилактики, лабораторной диагностики и лечения инфекционных заболеваний.

     Улучшение качества гигиенического обучения персонала эпидемиологически значимых объектов благотворно повлияло на уровень культуры и степень санэпидблагополучия населения Чувашской Республики.