Памятки потребителям

16.05.2018

Правила оказания услуг мобильной связи

Согласно статьям 8-11 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе (об операторе связи), режиме его работы и оказываемых им услугах, которая доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме при заключении договоров об оказании услуг, на русском языке.
            В соответствии с Законом оператор обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место его нахождения (юридический адрес) и режим его работы. Оператор обязан размещать указанную информацию на вывеске в местах заключения договоров. Услуги связи, осуществляемые оператором, подлежат лицензированию. До сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках действия  лицензии, а также информация об органе, выдавшем  лицензию.
 В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342 (далее - Правила) услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров. Договор оказания услуг подвижной связи, заключаемый с гражданами, является публичным, что устанавливает обязанность заключить договор с каждым обратившимся к нему потребителем при наличии технической возможности. Договор заключается на неопределенный срок. По желанию абонента может быть заключен срочный договор. В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора лицо, имеющее намерение заключить договор, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора и о возмещении убытков. Бремя доказывания отсутствия соответствующей технической возможности лежит на операторе связи.
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор обязан оказывать пользователям услуги в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Аналогичное положение содержится в подп. "а" п. 24 Правил.
Согласно п. 53 Правил за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в частности в случаях нарушения установленных в договоре сроков оказания услуг телефонной связи, оказания не всех услуг телефонной связи, указанных в договоре, некачественного оказания услуг телефонной связи, оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем в размере, установленном законодательством РФ.
Пунктом 5 ст. 28 Закона предусмотрено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа.
Установленная п. 5 ст. 28 Закона неустойка за нарушение установленных сроков оказания услуги потребителю является законной и носит штрафной характер, поскольку в силу пунктов 2 и 3 ст. 13 Закона убытки, причиненные потребителю, возмещаются исполнителем в полном объеме сверх неустойки (пени), установленной законом, а уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от обязанности оказать услугу потребителю.
Для решения вопроса о нарушении права потребителя в области оказания услуг связи, необходимо проводить обязательную претензионную работу (п. 4 ст. 55 Закона о связи).
Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.
            Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
      
 

Назад