Новости

19.08.2014

Оказание населению консультационной помощи по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей
за период с 04 по 08 августа 2014 года

За период с 04  по 08 августа 2014 года в Консультационные центр и пункты по информированию и консультированию потребителей с вопросами обратились 80 человек.

        Наряду с консультированием и разъяснением законодательства потребителям подготовлено 3 претензии к продавцу по качеству приобретенного товара и 1 исковое заявление в защиту прав потребителя.

        Еженедельно Консультационные центр и пункты предоставляют потребителям информацию по различным вопросам защиты их прав.  

                                                                 

 

Потребитель непреднамеренно удалил наклейку с заводским номером с крупной бытовой техники (холодильник) в период течения гарантийного срока.

Должен ли проводиться гарантийный (бесплатный для потребителя) ремонт указанной техники в случае ее поломки?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Право покупателя на бесплатное устранение недостатков товара в пределах гарантийного срока законом не поставлено в зависимость от наличия на товаре информации о его заводском номере.

 

Обоснование вывода:

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков предусмотрены в ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).Пунктом 1 этой статьи предусмотрено в том числе и право потребителя потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона N 2300-I изготовитель товара вправе устанавливать на него гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленныест.ст. 1829 Закона N 2300-I. Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то его вправе установить продавец (п. 7 ст. 5 Закона N 2300-I).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 2300-I потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 этого закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Аналогичная норма в части сроков обращения с требованиями в отношении недостатков товара содержится и в п. 3 ст. 477 ГК РФ.

При этом возможность удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков товара ни Законом N 2300-I, ни Гражданским кодексом РФ не поставлена в зависимость от соблюдения потребителем неких условий, не предусмотренных законодательством, в том числе от сохранения им размещенной на товаре наклейки с заводским номером. Соответственно, само по себе отсутствие такой наклейки на товаре не может служить основанием для отказа потребителю в удовлетворении его требований, связанных с недостатками товара.

Хотим отметить, что из-за отсутствия на товаре заводского номера продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) сложнее идентифицировать предъявленный к ремонту товар как тот, в отношении которого фактически был заключен договор купли-продажи. Если у данного лица возникнут обоснованные сомнения в продаже именно этого товара, то покупателю может быть мотивированно отказано в бесплатном устранении недостатков товара (ремонте). В таком случае обоснованность или неправомерность отказа сможет установить только суд, оценив при рассмотрении иска потребителя все обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению. В случае необоснованного отказа продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность за просрочку выполнения требований потребителя согласно ст. 23 Закона N 2300-I, ответственность за нарушение прав потребителей, в том числе в виде штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 2300-I, а также может быть присужден к компенсации потребителю морального вреда (ст. 15 Закона N 2300-I).

Обращаем Ваше внимание на то, что даже отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, в силу прямого указания не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I). В подтверждение факта заключения договора купли-продажи потребитель вправе ссылаться на любые доказательства вплоть до свидетельских показаний.

 


Назад