Новости

04.09.2014

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно во время роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который ребёнок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный рост организма, сопро­вождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. И здесь очень важна организация питания молодого организма. Органи­зация питания в каждой возрастной группе школьников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе.

Сегодня мы продолжаем беседу с заведующим Отделом обеспечения надзора за условиями обучения и воспитания детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»

Надеждой Никандровной ВОЛКОВОЙ

И речь пойдет о здоровом питании детей (школьников).

- Надежда Никандровна, почему же так важно правильное питание для детей?

Потому что недостаточное или несбалансированное питание в школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальней­шем.

- А регулярность приема пищи тут играет какую-то роль?

Да. Регулярный приём пищи (примерно через каждые 4-5 часов) является важнейшей составляющей правильного питания школьника, так как способствует её наилучшему усвоению. Для учащегося начальной школы необходим 4-х или 5-ти кратный прием пищи, в любом случае важно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка, есть в строго определенные часы. Завтрак и ужин (1-й и 5-й приемы пищи) должны составлять по 25 % от су­точной калорийности. Если ребёнок занимается в первую смену, то в 11.30 -12.00 ч., во время большой перемены, он должен получать полноценный второй завтрак (15 % от суточной калорийности), а обед - дома в 15.30.- 16.00 ч. (35 %.от суточной калорийности). Если ребенок занимается во вторую смену, то обед он получает дома в 12.30-13.00ч., а в 16.00 ч. - полдник в школе.

Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организо­вать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих груп­пу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Нарушение питания в этот период может стать причиной хронических заболеваний и задер­жек в развитии. Алиментарно-зависимые болезни, которые зависят от питания человека - анемия; болезни органов пищеварения; желчного пузыря и желчевыводящих путей, поджелудочной железы, эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ (ожирение).

Питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением от 23 июля 2008 г. № 45 и дейст­вующими с 1 октября 2008 года по настоящее время.                                                                                                      

- Каким должно быть меню школьников?

 

Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образователь­ного учреждения необходимо наличие в учреждение примерного меню на период не менее двух недель (10-14 дней) в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню, а также раскладок, содержащих количественные данные о ре­цептуре блюд.

При разработке примерного меню учитывают продолжительность пре­бывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, возрастную катего­рию и физические нагрузки обучающихся. Примерное меню должно содержать информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витами­нов и минеральных веществ в каждом блюде. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборни­ками рецептур. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в при­мерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в исполь­зованных сборниках рецептур. Ежедневно в обеденном зале вывешивают утвержденное руководите­лем образовательного учреждения меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.

Для сведения: родители имеют право ознакомиться с меню для того, чтобы понять насколько полноценно питание их детей  в образовательном учреждении.

При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует от­давать свежеприготовленным блюдам, не подвергавшимся повторной термиче­ской обработке, включая разогрев замороженных блюд.

В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

- Какие конкретно виды пищи должны входить в рацион питания наших школьников?

 Ежедневно в рационах 2-6 - разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендует­ся включать 1 раз в 2-3 дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напит­ка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, морко­ви, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисло­молочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

 Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). До­полнительно рекомендуется включать в качестве второго ужина фрукты или ки­сломолочные продукты, и булочные или кондитерские изделия без крема.

Хочу напомнить! Нередко у детей нет полдника, тогда стакан кефира или йогур­та перед сном с булочкой, бубликом, сухариком и т.п. будет вполне уместен.

 

- Где должны питаться дети? Сколько времени предусмотрено правилами на принятие пищи? Ведь нередко дети едят быстро экономя время на это дело, да и взрослые нередко подгоняют их …

 

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соот­ветствии с режимом учебных занятий. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

20 минут – вот минимально необходимое время для приема пищи, это следует учесть и при составлении расписания занятий, но нередко педагоги действительно торопят детей, что не следует делать, особенно по отношению к медлительным детям.

Необходимо и  бережное отношение к органам желудочно-кишечного тракта. В первую очередь, это касается веществ, способных химически раздражать же­лудочно-кишечный тракт, содержащихся в острой и кислой пище. Помимо хими­ческого состава потребляемой пищи немаловажную, а, зачастую, и решающую роль играет её температура. Очень холодная и горячая пища также способна раз­дражать желудок. Санитарные нормы и правила регламентирует и температурный режим. Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь тем­пературу не ниже 75 градусов, вторые блюда и гарниры - не ниже 65 градусов, холодные супы, напитки - не выше 14 градусов.

Согласно нормам СанПиН, каждый обучающийся, воспитанник общеобра­зовательных учреждений должен получать находясь в школе от 25 до 65% необходимых пище­вых веществ. При этом необходимо учитывать разные вещи, например, что белок лучше усваивается с овощами; важны и жиры, т.к. они являются источником энергии, но пища в то же время не долж­на быть жирной, т.к. избыток жиров ведет к нарушению обмена веществ.

 

 

 

 

 

- И витамины должны принимать дети? Как нужно правильно заниматься этим вопросом?

Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как и белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Они способствуют правильному рос­ту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах, повышают вы­носливость и устойчивость организма. Недостаток витаминов вызывает раздра­жение, утомление, снижение работоспособности, аппетита и. т.д.

 Для обеспечения физиологической потребности в витаминах допускает­ся проведение дополнительного обогащения рационов питания микронутриентами, включающими в себя витамины и минеральные соли.

Для дополнительного обогащения рациона микронутриентами могут быть использованы в меню специализированные продукты питания, обогащенные микронутриентами, а также  витаминизированные напитки промышленного выпуска и витаминизация третьих блюд. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии иным ответственным лицом).

Подогрев витаминизированной пищи не допускается.

Витаминные напитки готовят в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей.

- А может быть  проще выдавать детям витамины в виде таблеток, драже?

 Замена витаминизации блюд выдачей поливитаминных препаратов в виде драже, таблетки, пастилки и других форм не допускается!

....................................................................................................................

Беседу с заведующим отделом вел специалист по связям с общественностью ФБУЗ Д.митрий Ильяной

……………………………………………………………………………………………………

 

В следующей нашей встрече с заведующим Отделом обеспечения надзора за условиями обучения и воспитания детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» мы затронем  вопрос:

Болезни позвоночника ребенка  - одной из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Часто предрасполагающими факторами этой патологии являются нарушения осанки школьника, проявляющиеся еще в детском возрасте.


Назад