Новости

26.07.2016

О правах потребителей при сдаче вещей в камеру хранения

Почти каждый сталкивался с проблемой, когда при входе в магазин его заставляли сдавать вещи в камеру хранения. В различных торговых организациях подобная ситуация решается по-разному. В одних вещи покупателя запаивают в целлофановый пакет, после чего он может спокойно поставить свои вещи в тележку и пронести в торговый зал, в других заставляют сдавать вещи в камеру хранения, обезопасив себя объявлениями типа «За оставленные в камере хранения вещи администрация ответственности не несет». Какими же нормативными правовыми актами руководствуется администрация магазина самообслуживания, обязывая покупателей сдавать вещи в камеру хранения и законны ли ее требования? В п. 34 письма Комитета Российской Федерации по торговле от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" указано, что «работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи». Однако п. 42. того же письма обязывает покупателя при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом магазине. Насильственные действия по осмотру личных вещей против воли считается личным досмотром. Согласно ст. 27.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, и осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа и иных предметов) осуществляется в присутствии двух понятых. Как личный досмотр, так и досмотр вещей производится уполномоченными на то должностными лицами. О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол, копия которого вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе. Таким образом, охранник может лишь попросить покупателя показать содержимое сумки, сам он не имеет права производить досмотр. Право на проведение досмотра имеет только сотрудник органов внутренних дел и только в случае, если покупатель подозревается в краже товара. Ситуации, когда покупатели по своей воле сдают вещи в камеру хранения, считается заключением публичного договора хранения. Согласно гл. 27 Гражданского кодекса РФ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах. Именно такая ответственность возлагается на администрацию магазина, если покупатель сдал вещи на хранение, а сумочница, как представитель хранителя, их приняла. Ситуацию же, когда покупатель сдал вещи в камеру хранения и закрыл ее на ключ, судебная практика признает договором аренды ячейки, а не договором хранения. Ведь вещи на хранение от покупателя никто не принимал, и никто не видел, положил ли он их туда или просто закрыл пустую ячейку. Следовательно, в данном случае вряд ли можно говорить об ответственности продавца за утрату вещи потребителя. Как же поступать покупателю, если его не пускают с вещами в торговый зал и против его воли предлагают сдать вещи в камеру хранения магазина самообслуживания? Во-первых, если покупателя не пускают с сумкой в торговый зал, необходимо пригласить администратора. Сделать запись в книге отзывов и предложений, которая должна предоставляться по требованию, о нарушении прав потребителя. Ведь заставляя покупателя перед входом в торговый зал сдавать вещи на хранение, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора. Отказывая ему в свободном входе, магазин нарушает еще и принцип публичности договора, суть которого в недопущении отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Во-вторых, во избежание подобных недоразумений, необходимо сохранять кассовые чеки на товары, приобретенные в других магазинах. Если охранник все таки остановит покупателя и попросит показать содержимое сумки, покупатель сможет доказать, что данный товар приобретен в другом магазине. В-третьих, если охранник в магазине превысил свои полномочия, необходимо написать претензию на имя начальника отдела внутренних дел по месту регистрации охранного предприятия. Жалоба потребителя будет служить основанием для внеплановой проверки данного торгового предприятия. И, в-четвертых, если покупатель оставил сумку в камере хранения, и она за время его пребывания в торговом предприятии пропала, необходимо пригласить администратора. Призвать в свидетели и других посетителей магазина и записать их координаты. Вызвать милицию и потребовать составить акт или протокол. Если администрация магазина откажется в добровольном порядке возместить причиненные покупателю убытки, необходимо обратиться в судебные органы.
Назад