Новости

15.08.2016

Страхование транспортных средств (ОСАГО, КАСКО).

В области автострахования можно выделить обязательное государственное (ОСАГО) и добровольное (КАСКО) страхование. Что такое ОСАГО? Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется Федеральным Законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту Закон об ОСАГО), Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 №431-П (далее по тексту Положение). Цель обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО. Эксплуатация транспортного средства без страхового полиса является незаконной и влечет за собой штраф. Обязательное страхование осуществляется владельцем транспортного средства путем заключения со страховщиком договора обязательного страхования. Данный договор заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО). Таким образом, различают два вида полисов ОСАГО: с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению автомобилем, и без ограничений. В случае страховки с ограничениями каждый водитель должен быть внесен в бланк полиса ОСАГО. Действие полиса ОСАГО без ограничения числа лиц, обладающих правом управлять автомобилем, распространяется на всех водителей, допущенных владельцем к управлению конкретным транспортным средством. Договор ОСАГО заключается на 1 год. Согласно ст.7 Закона об ОСАГО страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, который составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей. Для реализации права, связанного с возмещением вреда, причиненного автотранспортному средству в размере, превышающем сумму страховой выплаты, потерпевший может обратиться в суд с иском к лицу, причинившему вред (п.3.7 Положения). Порядок определения размера страховой выплаты за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего регулируется ст.12 Закона об ОСАГО. Порядок действия при наступлении страхового случая по ОСАГО (при причинении вреда имуществу) Уведомление страховой компании о страховом случае Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность (прямое возмещение убытков), если одновременно соблюдаются следующие условия: в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам (отсутствует вред жизни или здоровью); ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО (п. 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО). Во всех остальных случаях требование потерпевшего о возмещении вреда, причиненного его имуществу, предъявляется страховщику лица, причинившего вред. При наступлении страхового случая потерпевший предъявляет страховщику заявление о страховой выплате или прямом возмещении убытков и необходимые документы не позднее пяти рабочих дней после ДТП или направляет их любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки (например по почте с уведомлением о вручении) (п. 3.8 Положения). Перечень документов для предоставления в страховую компанию К заявлению о страховой выплате потерпевший при возмещении вреда имуществу прилагает документы, предусмотренные пунктами 3.10 и 4.13 Положения: - копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), заверенную в установленном порядке; - документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем выгодоприобретателя (например, доверенность); - документы, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения, если выплата страхового возмещения будет производиться в безналичном порядке; - согласие органов опеки и попечительства, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет; - справку о ДТП, выданную подразделением полиции, если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции; - извещение о ДТП; - копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если оформление документов о ДТП осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ). - документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица; - заключение независимой экспертизы (оценки) о размере причиненного вреда или заключение независимой технической экспертизы об обстоятельствах и размере вреда, причиненного транспортному средству, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим; - документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если экспертиза проводилась и оплата произведена потерпевшим; - документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения; - документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. При этом расходы на хранение возмещаются со дня ДТП до дня проведения страховщиком осмотра или независимой экспертизы (оценки). - иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества. Представление автомобиля для осмотра При причинении вреда имуществу потерпевший обязан в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате представить поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра, выяснения обстоятельства причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО). В срок не более пяти рабочих дней со дня представления поврежденного автомобиля страховщик проводит его осмотр и (или) организует независимую экспертизу (оценку) (п. 11 ст. 12 Закона об ОСАГО). Если автомобиль потерпевшего не может участвовать в дорожном движении, то эксперт осматривает автомобиль по месту его нахождения. Порядок осуществления страхового возмещения Согласно п.12 статье 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться: - путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре); - путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет). В том случае, если у страховщика заключен договор со станцией технического обслуживания, выбор способа возмещения вреда осуществляет потерпевший. Выплатить страховое возмещение, выдать направление на ремонт или направить потерпевшему мотивированный отказ страховщик обязан в течение 20 календарных дней, (не считая нерабочих праздничных дней), со дня принятия заявления и необходимых документов от потерпевшего (п. 4.22 Положения) За несоблюдение срока выплаты страхового возмещения или возмещения вреда в натуре страховщик уплачивает потерпевшему неустойку в размере 1% от определенного в соответствии с Законом об ОСАГО размера страховой выплаты. За несоблюдение срока направления мотивированного отказа - 0,05% от установленной Законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда. Урегулирование спора со страховой компанией В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером страховой выплаты, потерпевший до подачи иска в суд должен обратиться к страховщику с претензией. Претензия подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить требование потерпевшего или направить мотивированный отказ (п.1. ст. 16.1. Закона об ОСАГО). Требования к содержанию претензии в адрес страховщика установлены пунктом 5.1 Положения. Претензия должна содержать: 1) наименование страховщика, которому она направляется; 2) фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями; 3) требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов РФ; 4) банковские реквизиты потерпевшего (иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика; 5) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись. 6) Перечень документов в приложении к претензии согласно п. 5.1. Положения (если какие либо из данных документов не были представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае). Претензия предоставляется или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика. Что такое КАСКО? Под «КАСКО» на территории РФ понимается вид добровольного страхования автомобиля, связанный с защитой имущественных прав водителя (страхование от ущерба и хищения). Ущерб может быть получен в результате ДТП, разбойного нападения с причинением механических повреждений транспортному средству, пожара, взрыва, стихийных бедствий. Хищение транспортного средства предполагает его незаконное и противоправное овладение третьими лицами. В отличие от ОСАГО, тарифы на КАСКО не устанавливаются государством, а разрабатываются каждой страховой компанией с применением собственных коэффициентов. На законодательном уровне не утверждена и единая форма полиса КАСКО, в связи с чем его внешний вид и данные могут отличаться в зависимости от страховой компании. Сроки выплаты по договору КАСКО определяют стороны при заключении договора КАСКО, но фактически все условия договора разрабатывает страховая компания, а клиент лишь присоединяется к ним. Сроки выплат прописываются не в самом договоре страхования, а в Правилах страхования, на которые ссылается договор. Правила вручаются страхователю вместе с договором страхования. Стоит учитывать, что банковские программы автострахования на покупку нового автомобиля предусматривают обязательное оформление КАСКО, при этом, выбор страховой компании остается за банком. При оформлении договора автострахования КАСКО, внимательно ознакомьтесь с правилами страховой компании, изучите риски, входящие в пакет страховки, обратите внимание на то, что прописано в договоре мелким шрифтом. Страхование дополнительного оборудования Стандартный полис КАСКО обеспечивает страховой защитой лишь оборудование, входящее в заводскую комплектацию транспортного средства, а все установленное после подпадает под определение "дополнительное оборудование" и должно страховаться отдельно. Если Вы установите на транспортное средство дополнительные элементы, необходимо показать автомобиль страховщику и попросить расширить полис КАСКО, включив в него новые детали. Страхование дополнительного оборудования производится либо на основании платежных документов (квитанций, чеков) либо по оценке стоимости экспертами страховой компании. (!) При страховании дополнительного оборудования важно быть полностью проинформированным о том, какую страховую защиту и от каких именно рисков вы получите на свое дополнительное оборудование, с износом или без учета износа будет осуществляться выплаты за детали. Куда пожаловаться на страховую компанию? Банк России. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) (оказывает консультации по вопросам ОСАГО, осуществляет прием жалоб и обращений от страхователей и потерпевших на действия страховых организаций – членов РСА; на сайте РСА можно проверить полис ОСАГО на принадлежность страховой организации.
Назад