Новости

16.08.2016

Гигиенические требования к учебной мебели
и её влияние на формирование правильной осанки.

Для формирования правильной осанки у учащихся важное значение имеет правильный подбор мебели, особенно в условиях школы, где дети проводят за партами от 4-7 часов и даже больше (учитывая внешкольную работу). Гигиенические требования к мебели основываются на данных антропометрии и физиологии детского возраста. Мебель должна способствовать гармоничному физическому развитию детей, вырабатывать у них правильную осанку, длительно сохранять работоспособность ребёнка. Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорции ребёнка. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным детей и подростков. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся школ выпускается школьная мебель 6 групп с цветовой маркировкой. Для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия в школах, вопросами подборки мебели, маркировки, рассаживанием детей за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время занятий должны следить медработники и педагоги. Нарушениями многих образовательных учреждений в подборе мебели является не соответствие столов и стульев росту учащихся, в ряде школ дети занимаются в одних и тех же кабинетах с 5-11 класс. Такая мебель не отвечает условиям необходимым для поддержания физиологически рациональной позы и может способствовать развитию патологии органов зрения, а также опорно-двигательного аппарата. Если мебель мала для школьника, он находится в согнутом положении и при этом испытывает значительную статическую нагрузку; если большая - ребёнок вынужден тянутся, ноги не стоят, на полу, висят; поза неустойчива, что также ведёт к нарушению осанки. Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника - главное условие позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то же время воспитывает правильную осанку, предупреждает искривление позвоночника. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп по ГОСТ 11015-93 (столы), ГОСТ 11016-93 (стулья), ГОСТ 5994-93 (парты). Очень хороши учебные столы с изменяющейся высотой крышки от уровня пола. Основным видом мебели для учащихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспечивающая наклон рабочей поверхности школьной парты 7-15 град. Высота стола устанавливается в соответствии с длиной тела школьника. При правильной посадке голова и туловище ребёнка находятся в прямом положении, грудь и живот не сдавлены, расстояние от груди до крышки стола, обращённой к ученику д.б. шириной с кулак, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол, предплечья лежат свободно на столе, расстояние от книги или тетради до глаз учащихся начальных классов от 25-35 см, учащихся средних и старших классов - 30-45 см. За правильной посадкой школьника необходимо следить педагогам в школе, этому моменту уделено особое внимание в санитарных правилах по общеобразовательным организациям СанПиН 2.4.2 2821-10, также родителям дома во время выполнения домашних заданий.
Назад