Новости

19.04.2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

«И здоровье это еще не все, но все - ничто без здоровья» (Сократ).
           Есть определенные науки, которые занимаются здоровьем. Это - валеология – наука, которая занимается индивидуальным здоровьем (VALEO- здоровье, лечить); - гигиена – наука, которая занимается популяционным здоровьем (здоровьем всех). Надо признать, что не все, что подходит всем, подходит каждому. Что же такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. При этом под социальным благополучием надо понимать социальную дееспособность (т.е. сохранение оптимальной работоспособности, трудоспособности, включая социальную активность и выполнение других социальных семейных функций - а не наличие автомобилей, дачи, квартиры и т.д.). Есть еще и другие определения этому понятию: «Здоровье – это состояние равновесия (баланса) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды» (В.Петленко), существует и практическое определение здоровья профессора И.А. Гундарова - «Здоровье – это способность человека дожить до необходимого возраста, быть достаточно удовлетворенным собой в физическом, социальном и душевном аспектах и иметь адекватную социальную дееспособность. Это значит, что необходимо дожить до – 80 летнего возраста, и быть удовлетворенным собой на 60 и более баллов по 100 балльной шкале.
            Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы (Т. Карлейль). Каждый человек имеет свой определенный уровень здоровья, максимум которого определяется уровнем резерва здоровья (резерв здоровья запрограммирован генетически). Мобилизация этих ресурсов в течение жизни и определяет уровень здоровья. Генотип – матрица всех признаков и свойств организма. Н.Амосов говорил, что «Здоровье – это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма». Резервы – это запасы, откуда черпаем силы и средства, ресурсы – это возможность. Резервы нужны для адаптации к нагрузкам. Ресурсы – это мобилизованные резервы. Резервы одинаковые, а ресурсы у людей разные (один тренируется, другой – нет, разные ресурсы иммунных систем).
            В процессе взаимодействия с окружающей средой, воспитания и т.д. человек может увеличить или уменьшить здоровье, чаще всего, к сожалению – уменьшает.
            Большинство типичных проблем, связанных со здоровьем, можно избежать. Для этого необходимо, во-первых, их осознавать и, во-вторых, исключать из своей жизни.
             Под задачей формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) понимается следование простым правилам и нормам, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Можно выделить два типа факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на здоровье человека.
К положительным факторам относятся:
           рациональное питание
           занятия физкультурой и спортом
           соблюдение режима дня (сон)
           хорошие взаимоотношения с окружающими.
К отрицательным факторам относятся:
           курение, алкоголь, наркотики
           эмоциональная и психическая напряженность, стрессы
          неблагоприятная экология
       Поэтому, учет факторов, влияющих на состояние здоровья и есть основная задача формирования здорового образа жизни.
           Существует и предел мобилизации резерва здоровья, например, 102 года - предел размножения клеток. Есть ген долголетия, который передается, если человек прожил более 90 лет. Главное в жизни – самореализация. Поэтому, основная цель – повышение «качества» жизни. Уровень здоровья – исключение факторов риска, результат его образования и воспитания. Один и тот же фактор риска может быть опасным и безопасным из-за разного уровня адаптивных возможностей человека. Чтобы здоровья было больше, мы говорим о здоровом образе жизни – З О Ж – образе жизни, способствующем сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной социальной общности людей.
            Здоровый образ жизни – это любой образ жизни, когда резерв здоровья больше, чем негативное влияние среды. Для того, чтобы человек вел здоровый образ жизни, должны быть созданы соответствующие санитарно-гигиенические и социальные условия: благоприятные условия труда, быта и отдыха, чистая окружающая среда, определенный уровень материального благосостояния. Это создается мероприятиями общественной государственной профилактики. Но необходима и индивидуальная профилактика болезней – правильное личное поведение каждого человека в отдельности.
           Индивидуальная профилактика заболеваний включает в себя:
-         соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности;
-         знание и умение использовать приемы психологической защиты, аутотренинги;
-         отказ от вредных привычек ;
-         достаточная физическая активность;
-         сбалансированное рациональное питание;
-         периодические профилактические медосмотры;
-         своевременное обращение за медицинской помощью;
-         умение оказывать 1 медицинскую помощь при неотложных состояниях и другие.
         Научно доказано что здоровье человека на 50-55% зависит от его образа жизни, на 20-25% - от влияния окружающей среды, на 15-20% - от генофонда (наследственности) и на 10-15% от результата лечения, несвоевременной или неквалифицированной медицинской помощи.
         Следовательно, здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения, т. к. образ жизни включает в себя социально-экономические возможности общества и социально-психологические особенности человека. Поведение и здоровье очень тесно связаны между собой. Изменение поведения человека способно заметно сохранить или приумножить физическое и духовное здоровье, замедлить процессы старения организма человека и предотвратить болезни. Поведение обуславливает развитие до 75!. Гигиеническое обучение и воспитание способно оказать влияние на многие составляющие образа жизни человека, в том числе :
-         режимы труда, отдыха и питания, занятие физкультурой, закаливание, соблюдение правил личной и общественной гигиены, гигиену супружеских отношений, самоконтроль здоровья, оздоровление окружающей среды и т.д.;
-         освобождение от вредных привычек: курения табака, злоупотребления спиртными напитками, недопущение употребления наркотиков, религиозное сектантство.
           Соответственно, при воспитании здорового образа жизни, обучении здоровью и здоровому поведению можно выделить основные профилактические направления:
1.     Личная гигиена и этика здоровья.
2.     Психогигиена.
3.     Гигиена питания.
4.     Гигиена умственного и физического труда.
5.     Гигиена физической культуры.
6.     Гигиена отдыха.
7.     Гигиена сексуального поведения.
8.     Профилактика преждевременного старения.
9.     Культура потребления алкоголя, табака и неприятия наркотиков.
 
          Нельзя не принять во внимание и крайне опасную сторону российской действительности – нравственно-эмоциональное нездоровье ( И.А.Гундаров), которое особенно проявилось в наши 90-ые годы... Общество находится в тисках постоянно усиливающегося стресса, вызванного резкой деформацией исторически сложившихся укладов жизни. Все ломается, меняются представления о вековых ценностях, исторических преданиях, моральных устоях жизни и представлениях о социальном мире и справедливости. Благородное, бескорыстное служение для общего блага отодвигается на задний план, на первое место выходит личное обогащение, собственный материальный достаток, не обращая внимания на интересы большинства. Такая шоковая пересадка в души людей чуждых ценностей вызвала бурную реакцию отторжения – дистресс, т.е. человек не успевает приспособиться к быстрым изменениям социально-экономических факторов и развивается патологический стресс. Следствие этого - увеличение опасных для жизни заболеваний, смертности.

Назад