Новости

25.08.2017

Гигиенические требования к ученической мебели
и её влияние на формирование правильной осанки.

Для формирования правильной осанки  у учащихся  важное значение имеет правильный подбор мебели,  особенно в условиях школы, где дети проводят за партами от 4-7  часов  и  даже  больше  (учитывая   внешкольную работу). Гигиенические требования к мебели основываются на данных антропометрии  и физиологии детского возраста. Мебель должна способствовать гармоничному физическому развитию детей, вырабатывать у  них  правильную осанку, длительно сохранять работоспособность ребёнка.
       Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорции  ребёнка. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным  детей и подростков. Школьная мебель имеет различные размеры, которые  зависят от  показателей длины  тела ребёнка. Для учащихся школ  выпускается  школьная  мебель 6 групп с  цветовой маркировкой.
        Для обеспечения санитарно - эпидемиологического  благополучия в школах, вопросами подборки  мебели, маркировки, рассаживанием  детей   за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время  занятий должны следить медработники и педагоги. Нарушениями многих образовательных  учреждений в подборе мебели является не соответствие столов и стульев росту  учащихся, в ряде школ дети занимаются в одних и тех же кабинетах с 5-11 класс. Такая мебель не отвечает условиям необходимым для поддержания физиологически рациональной позы и может способствовать развитию патологии органов зрения, а также  опорно-двигательного аппарата.
        Если  мебель мала для школьника, он находится в согнутом положении и при этом испытывает значительную статическую нагрузку; если большая - ребёнок  вынужден тянутся, ноги не стоят,  на полу, висят;  поза неустойчива, что также ведёт к нарушению осанки. Соответствие  стола и стула пропорциям  тела школьника - главное условие позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то  же  время воспитывает  правильную осанку,  предупреждает искривление позвоночника.
         Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся  школ выпускается мебель 6 групп по ГОСТ 11015-93 (столы), ГОСТ 11016-93 (стулья), ГОСТ 5994-93 (парты). Очень  хороши учебные столы с изменяющейся высотой крышки от уровня пола.
    Основным видом  мебели для учащихся начальных  классов должна быть школьная парта, обеспечивающая    наклон  рабочей поверхности    школьной парты 7-15 град. Высота стола устанавливается в соответствии с длиной тела школьника.
        При  правильной  посадке голова и туловище  ребёнка находятся в прямом положении, грудь  и живот не сдавлены, расстояние от груди до крышки стола, обращённой к ученику  д.б.  шириной с кулак, ноги согнуты  в тазобедренном и коленном суставах  под прямым углом,  ступни опираются  на пол, предплечья лежат свободно  на столе, расстояние  от книги или тетради до глаз учащихся начальных классов от 25-35 см, учащихся средних и старших классов  -   30-45 см.
         За правильной посадкой школьника необходимо следить педагогам  в  школе,  этому моменту уделено особое внимание  в санитарных правилах по общеобразовательным  организациям  СанПиН 2.4.2 2821-10, также  родителям дома во время выполнения домашних заданий.
 
 
 
Заведующий отделом обеспечения
обучения и воспитания детей и подростков    
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР – Чувашии»                                                 Н.Н. Волкова
 

Назад