Новости

20.09.2018

Навязывание банками дополнительных услуг
при заключении кредитного договора

В связи с многочисленными обращениями граждан в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" по вопросу навязывания финансовыми организациями дополнительных платных страховых услуг(страхование жизни и здоровья заемщика) при заключении кредитного договора сообщаем следующее.
        В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать оказание одной услуги обязательным оказанием иной услуги. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
        Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
        Условия кредитного договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.  
        Включение в кредитный договор с заёмщиком-гражданином условия о страховании его жизни и здоровья будет считаться нарушением прав потребителя и основанием для расторжения договора по причине его недействительности, если заёмщик не имел возможность заключить с банком кредитный договор без названного условия.
        Страхование жизни и здоровья заемщика, а также заключение иных договоров страхования также может быть предусмотрено кредитным договором, при условии, что кредитор предоставил заемщику возможность выбора - получить кредит с таким страхованием или без него.
        Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Указанию Банка России от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" (далее - Указание) все договоры добровольного страхования, заключенные с физическими лицами в силу Указания, обязывает страховщиков при осуществлении ряда видов добровольного страхования предусматривать так называемый "период охлаждения" - срок , в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования и, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, получить обратно часть, а при определенных условиях - всю уплаченную страховую премию.
Это требование распространяется, в частности, на широко применяемые при выдаче кредитов страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и другого имущества физических лиц, страхование финансовых рисков.
Напомним, что с 1 января 2018 года минимальная продолжительность "периода охлаждения" в добровольном страховании увеличена с 5 рабочих до 14 календарных дней.
В связи с этим, отказаться от дополнительных платных услуг можно в течение "периода охлаждения", написав письменное заявление в адрес финансовой организации.
По вопросам получения консультаций в сфере защиты прав потребителей и составлении необходимых документов (претензии, заявления, жалобы, искового заявления), обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» по тел.: 8(8352) 56-46-66; 56-29-01 или адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 201, 202. 
Также можно обратиться письменно с вопросом по адресу электронной почты: urist.centr@21cge.ru

Назад