Новости

28.11.2018

Влияние воздушной среды на школьников

Правильный воздушный режим класса имеет огромное значение и для укрепления здоровья школьников, и для повышения их работоспособности.
Гигиенические свойства воздушной среды определяются ее химическим составом, физическим состоянием: температурой, влажностью, скоростью движения воздуха напряжением электрического поля и др. Гигиенически правильный воздух в школе - важное условие успеваемости и работоспособности учеников, а особенно актуальным становится этот аспект в период школьных эпидемий, ведь известно, что вирусы распространяются воздушно-капельным путем. При длительном пребывании в классе большого количества учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяется его химический состав, физические свойства и вирусно-бактериальная загрязненность, и эти показатели резко ухудшаются к концу уроков.
Работоспособность школьника существенно снижается, если он долго находится в помещении, которое не проветривается. К тому же, повышается утомляемость, и могут возникать головные боли. Наиболее благоприятные условия для учёбы в классе - температура 18-20 °C и относительная влажность - 40-60 %,. скорость движения воздуха - 0,1-0,2 м/с. В таких условиях у учеников дольше сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие.
Повышенная температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение при пребывании человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая теплопотеря, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Именно поэтому в период массовых заболеваний гриппом и простудой вопрос поддержания здорового микроклимата в школьных помещениях становится особенно актуальным.
Электрическое и магнитное поля также влияют на человека. Например, отрицательные электрочастицы воздуха положительно действуют на организм (снимают утомляемость, повышают работоспособность), а положительные ионы, наоборот, угнетают дыхание и т. д. Отрицательные ионы воздуха более подвижны, и их называют легкими, положительные – менее подвижны, поэтому их называют тяжелыми. В чистом воздухе преобладают легкие ионы, а по мере его загрязнения они оседают на пылинках, капельках воды, переходя в тяжелые. Поэтому воздух становится теплым и душным.
Как улучшить воздушный режим учебных кабинетов, рекреаций, спортивных залов? Самым простым и достаточно надежным способом по обеспечению чистым воздухом помещений образовательного учреждения являются исправность и работа в течение учебного дня приточно-вытяжной системы вентиляции учреждения и правильно организованное проветривание.
Проветривание – это первое, что можно сделать для улучшения качества воздуха. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются, фрамуги (форточки) или окна и двери класса. При таком проветривании в помещении не должно быть детей. Сквозное проветривание позволяет за 5 минут снизить концентрацию вредных веществ, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха.
Также чистый наружный воздух поступает в помещения, через специальные микровентиляционные устройства, встроенные в  оконные рамы. 
Значительное положительное влияние на микроклиматические условия и факторы окружающей среды в помещениях образовательного учреждения оказывает вытяжная и приточно-вытяжная системы вентиляции учреждения. Устройство этого вида вентиляции предусматривается проектом строительства здания учреждения.
 
При работе механической приточно-вытяжной системы вентиляции, наружный чистый воздух поступает воздухоприемную  камеру, проходит по воздуховодам через систему калориферов для обеспечения требуемой температуры воздуха в помещениях (при низких температурах наружного воздуха), далее чистый подогретый воздух поступает по специальным каналам, воздуховодам во все учебные кабинеты, помещения, спортивные и актовые залы, пищеблок, обеденный зал, рекреации учреждения.
Загрязненный воздух из помещений удаляется вытяжной вентиляцией, естественным или механическим побуждением через вытяжные каналы имеющихся в стенах помещений, вытяжные воздуховоды принудительной вентиляцией. Воздух из помещений выводится наружу с помощью дефлекторов или электрических вентиляторов.
Таким образом, для сохранения здоровья детей, повышения работоспособности и профилактики утомления, обеспечения должного микроклимата, чистоты воздуха в помещениях, необходимо проведение повседневное проветривание помещений, обеспечение эффективной работы приточно-вытяжной системы вентиляции учреждения.
 
 
Врач по общей гигиене                                                                                                   Ю.В. Семенов
 

Назад