Новости

18.03.2019

Профилактика нарушений осанки у детей

Нарушения осанки на сегодняшний день явление крайне распространённое и требующее особого внимания к себе. Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника. Приобретенные нарушения осанки выявляются обычно у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные факторы, влияющие на формирование детской осанки: слабое физическое развитие, недостаточная физическая активность, неправильная поза ребенка во время занятий (работы), из-за несоответствие детской и учебной мебели (стола, стула) росту ребенка, низкая освещенность учебного или рабочего места,  неправильный режим дня, нарушения питания, гипотрофия или ожирение. Помимо вышеперечисленных факторов есть ещё множество других причин, которые могут вызвать изменения состояния костей и мышц.
Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника, деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.
Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом, закаливание. Виды спорта, при которых повышается нагрузка на позвоночник, это тяжёлая атлетика, прыжки и многие другие должны быть исключены.
Правильную осанку надо разрабатывать в период роста тела. Именно по этой причине нужно с самого раннего возраста следить за тем, как ребёнок двигается, сидит, стоит и т.д.
В детских садах согласно санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Столы и стулья для дошкольных организаций изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 19301.1-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов», ГОСТ 19301.2-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев»
В школах в  соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» каждый обучающийся должен обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Ученическая мебель должна соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту. Мебель для образовательных учреждений должна изготавливать в соответствии с требованиями ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) «Столы ученические. Типы и функциональные размеры».
В целях профилактики нарушений осанки необходимо обеспечить поддержание  правильной рабочей позы у детей, учащихся во время занятий в дошкольных учреждениях, школах и в домашних условиях.
Если у ребенка наблюдается нарушение осанки, то необходимо сразу же обратиться к врачу. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми.
 
15.03.2019                                                                                                          Ю.В. Семенов

Назад