Новости

25.09.2012

Оказание платных медицинских услуг гражданам

Информация для потребителей платных медицинских услуг

С каждым годом число россиян, обращающихся за медицинской помощью на платной основе становится все больше и больше, возрастает и количество частных медицинских клиник. Это связано с целым комплексом взаимосвязанных причин.
Во-первых – это улучшение благосостояния основной массы
населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей. Во-вторых – медленно, но все же накапливаются положительные изменения нормативно-правовой базы государства в отношении оказания платных медицинских услуг. В-третьих – растет самостоятельность и финансово-хозяйственная грамотность руководителей государственных и частных лечебно-профилактических учреждений, что позволяет им более уверенно выстраивать отношения как с государством, так и с потребителями медицинских услуг.

Оказание медицинских услуг на возмездной основе регулируется Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27. Согласно данным Правилам платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Частные клиники имеют право предоставлять платные медицинские услуги населению при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения  также могут оказывать платные медицинские услуги по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Кроме того, право на предпринимательскую деятельность (в том числе на оказание платных медицинских услуг) должно быть зафиксировано Уставе медицинского учреждения. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В медицинском учреждении в доступном месте должна быть размещена информация о перечне предоставляемых услуг и расценок на них. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

При оказании медицинскими учреждениями платных услуг понятие «пациент» заменяется понятием «потребитель» и к нему применяются положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Согласно данному закону  потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
  • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения

услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых  Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором. Так, в соответствии с п. 5 ст. 28  данного Закона размер неустойки составляет 3 %за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки от цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа. Договором об оказании услуг между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

В случае, если медицинская услуга была оказана ненадлежащего качества, то в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, а также, если нарушен установленный в договоре срок  на устранение недостатков.

Если медицинское учреждение дает гарантию на тот или иной вид оказанной медицинской услуги, то необходимо обязательно брать документальное подтверждение о том, что гарантия есть и какая ее продолжительность.

Если у потребителя возникли претензии к медицинскому учреждению по поводу недостатков оказанной услуги или нарушения сроков ее оказания, то потребитель должен обратиться с письменной претензией в медицинское учреждение, где в произвольной форме должен изложить суть оказанной услуги и в чем выражается нарушение со стороны медицинского учреждения, а также одно из требований, предусмотренных законом «О защите прав потребителей». Претензию необходимо составить в двух экземплярах, где на одном (своем) экземпляре представитель медицинского учреждения, правомочный принимать претензии, должен поставить отметку о дате принятия претензии с указанием фамилии и должности принявшего лица. В случаях, если медицинское учреждение отказывается от принятия претензии, потребитель может отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения в адрес медицинского учреждения в организациях почтовой связи. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель (медицинское учреждение) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель (медицинское учреждение)  размещает указанную информацию на вывеске.

В случае, возникновения спора о причинах возникновения недостатков и о причинно-следственной связи между оказанной услугой и наступившими последствиями, если гарантийный срок, установленный на услугу не истек, то в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» медицинское учреждение должно за свой счет провести экспертизу.

Если гарантийный срок истек или не был установлен, то потребитель имеет право предъявить требования к медицинскому учреждению в течение двух лет, но бремя доказывания того, что недостаток возник по вине медицинского учреждения лежит на потребителе (п. 4 ст. 29 Закона «О Защите прав потребителей»).

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда.

Если в досудебном порядке не удалось разрешить спор, то для защиты своих прав и законных интересов необходимо обратиться в суд.

Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

За невыполнение Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинское учреждение в установленном  порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.

 


Назад