Новости

24.06.2013

Оказание населению консультационной помощи по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей
за период с 17 по 21 июня 2013 года

За период с 17 по 21 июня 2013 года в Центр и консультационные пункты по информированию и консультированию потребителей обратились 12 человек, в ходе консультации было составлено 1 претензия.

Еженедельно мы предоставляем информацию по различным вопросам защиты прав потребителей.  

 

На заметку потребителю

 

Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом нередко случается, что наши права нарушаются. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»  от  7  февраля 1992 года № 2300-1 потребитель имеет право: на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, имущества, окружающей среды; на получение информации о товарах и об их изготовителях; на компенсацию морального и материального вреда; на замену товаров ненадлежащего качества; на устранение недостатков товаров; на просвещение, государственную и общественную защиту его интересов.

Потребителем закон называет не только гражданина, который приобретает или приобрел товар, но и того, кто только намеревается его приобрести. Допустим, вы собираетесь купить в магазине какой-либо товар. Товар вы еще не купили, но определенными правами уже располагаете: можете ознакомиться с товаром, получить информацию о товаре, об условиях его продажи, об изготовителе. Эту информацию можно найти на этикетке товара, а также в технической документации. Смело требуйте у продавца декларацию соответствия или сертификат соответствия на товар – эти документы удостоверяют, что продаваемая продукция соответствует установленным стандартам. Отказ продавца предоставить вам указанную информацию закон расценивает как необоснованное уклонение от заключения договора. В таком случае вы вправе требовать возмещения убытков, которые были причинены вам незаконным бездействием продавца.

Не исключено, что купив товар, вы обнаружите в нем недостатки. Под недостатком понимается несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется, либо образцу или описанию.

Закон позволяет потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь, потребовав ее незамедлительного бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки, на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; или потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

 

Указанные требования потребитель может предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары устанавливается срок годности. По истечении этого срока товары считаются непригодными для использования по назначению. Гарантийный срок, как правило, устанавливается на непродовольственные товары.

Если вы обнаружили в купленном товаре недостатки и желаете обменять или возвратить его, постарайтесь найти кассовый и (если имеется) товарный чек на него. Они являются доказательствами заключения договора купли-продажи с определенным продавцом в отношении определенного товара в определенное время. Но чеки – не единственное доказательство заключения договора. Закон гласит: отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Потеряли чек – найдите свидетелей, которые подтвердят факт покупки.

Обменять можно не только товар с недостатками. Если вы приобрели непродовольственный товар, и он не подошел вам по форме, размеру, расцветке, фасону, комплектации – вы вправе обменять его в течение 14 дней, не считая дня покупки. Это возможно только в том случае, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, а также пломбы и ярлыки.

Обладаете информацией о предпринимателях, которые торгуют некачественным товаром, иным образом нарушают права потребителей? В таком случае вам следует обратиться в органы Роспотребнадзора или в прокуратуру. Они проведут проверку, зафиксируют нарушения и привлекут нарушителей к ответственности.

Ну и конечно не стоит забывать: если ваши права нарушены, вы имеете право на судебную защиту. Иск можно предъявить по месту нахождения организации (месту жительства индивидуально предпринимателя), по вашему месту жительства, а также по месту заключения договора.

 


Назад