Памятки потребителям
Часто возникают ситуации, которые нельзя разрешить на словах и приходится направлять обращения в различные инстанции.
С жалобой на банк гражданин может обратиться, например, в Банк России, Роспотребнадзор или суд.
Клиент банка (в том числе потенциальный) в целях защиты своих прав и законных интересов вправе обращаться с жалобой на неправомерные действия (бездействие) банков и их сотрудников в различные органы. Рассмотрим наиболее распространенные случаи обращений в зависимости от органа, в который адресована жалоба.
Обращение в Банк России
Будучи органом банковского регулирования и банковского надзора, Банк России, в частности, устанавливает правила осуществления банковских операций и осуществляет надзор за соблюдением банками законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В связи с этим спектр случаев, в связи с которыми можно обратиться с жалобой в Банк России, достаточно разнообразен.
К таким случаям относятся, например, следующие:
· установление процентной ставки по договору потребительского кредита выше 0,8% в день;
· безосновательное списание денежных средств с банковского счета без согласия его владельца;
· отказ в совершении операции (в том числе на основании распоряжения клиента) с денежными средствами или иным имуществом по подозрению, что такая операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
· блокировка расчетных операций по банковскому счету в связи с наличием информации о включении физического лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к распространению оружия массового уничтожения;
· отказ в изменении условий ипотечного кредитного договора с целью приостановления исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшения размера платежей по кредиту в связи с трудной жизненной ситуацией;
· отказ банка в течение определенного времени исполнить денежные обязательства перед вкладчиком (владельцем банковского счета), в связи с чем он инициирует отзыв банковской лицензии у кредитной организации, в которой открыт его банковский вклад или счет.
Обращение в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор является органом государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и рассматривает соответствующие обращения граждан, в том числе при оказании им финансовых услуг
В качестве примеров нарушений со стороны банка (его сотрудников), в связи с которыми может быть подана жалоба в Роспотребнадзор, можно привести, в частности, следующие:
· навязывание банком дополнительных («сопутствующих») платных услуг, в том числе услуг партнеров банка (страхование, СМС-информирование и т.п.);
· предоставление недостоверной (неполной) информации о банковских продуктах, введение клиентов в заблуждение;
· изменение в одностороннем порядке условий договора, если такая возможность не предусмотрена законом или договором.
Знайте и защищайте свои права.
Еженедельно Консультационный центр и пункты предоставляют потребителям информацию по различным вопросам защиты их прав по телефону: 56-46-66, 56-29-01; и на личном приеме по адресу: г. Чебоксары ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 200, 202.
Также Вы можете обратиться письменно с вопросом по адресу электронной почты: urist.centr@21cge.ru
Кроме этого, для потребителей функционирует Государственный информационный ресурс (ГИР).Размещается ГИР на официальном сайте Роспотребнадзора по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных, исковых заявлений и судебной практикой в сфере защиты прав потребителей. При подготовке материала использована информация с сайта ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения" Роспотребнадзора.
Назад