Памятки потребителям
На отношения по приобретению товаров, предоставлению услуг через социальные сети распространяются Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденные постановлением Правительства РФ 31.12.2020 N 2463.
На что нужно обратить внимание при покупке товаров в социальных сетях?
1. Уточнить информацию о продавце товара, исполнителе услуг (работ), его месте нахождения, полном фирменном наименовании.
Важно понимать, является ли продавец зарегистрированным субъектом предпринимательской деятельности или осуществляет деятельность без регистрации.
1. По общим правилам Гражданского кодекса РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. систематически извлекающие прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования установлены в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Продавцом товаров или исполнителем услуг (работ) может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель.
2. Однако, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - «самозанятые граждане». Например:
- продажей товаров собственного изготовления;
- оказанием косметических, иных бытовых услуг;
- перевозкой грузов (пассажиров);
- проведением и организацией различных мероприятий (праздников);
- услугами репетиторов и пр.
могут заниматься «самозанятые граждане».
Деятельность «самозанятых» или иных граждан без регистрации при постоянной реализации товаров, работ, услуг относится к предпринимательской, следовательно, отношения по заключаемым договорам с потребителями товаров, работ, услуг регулируются и Законом РФ «О защите прав потребителей».
Если у потребителя отсутствуют сведения о продавце товара (исполнителе) (наименование, данные Ф.И.О., адрес), то восстановить нарушенные права будет сложнее. В этом случае потребителю необходимо обращаться в органы полиции, т.к. только полиция уполномочена на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
2. Изучить информацию о товаре, услуге.
До заключения договора купли-продажи товара продавец обязан предоставить информацию о потребительских свойствах товара, цене и об условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Если для осуществления деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), то оказание услуг без наличия данного разрешения запрещено.
Например, оказание косметологических услуг относится к медицинской деятельности и наличие лицензии обязательно. Поэтому, если в социальной сети предлагают оказать услуги косметолога, потребитель вправе потребовать у исполнителя предоставить для ознакомления имеющуюся лицензию.
Не все товары можно продавать дистанционно!
В социальных сетях запрещена торговля алкогольной продукцией, а также товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, в частности, это табачная продукция, оружие и другие товары.
3. Потребовать документ, подтверждающий оплату товара.
При оплате товара потребителю должен быть выдан кассовый чек (иной документ), подтверждающий покупку товара.
Граждане, зарегистрированные в статусе «замозанятых», формируют электронный чек в специальном мобильном приложении «Мой налог» и направляют потребителю на электронный адрес.
Не переводите деньги на банковскую карту физического лица. Требуйте, чтобы вам направили электронный чек, в котором указаны реквизиты организации –получателя.
4. У потребителя есть право на возврат товара надлежащего качества.
Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 закреплено безусловное право потребителя на отказ от товара, приобретенного дистанционным способом.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после его получения - в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Исключение составляют индивидуально – определённые товары.
При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему уплаченную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
5. Право потребителя при выявлении в товаре недостатка обратиться с претензией к продавцу.
В отношении выявленных недостатков товара действуют общие правила, установленные Законом о защите прав потребителей. Покупатель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности:
- требование о замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула;
- требование о замене товара ненадлежащего качества на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- требование соразмерного уменьшения покупной цены;
- требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- требование об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы.
6. Куда обращаться за защитой прав потребителя:
1. К продавцу (исполнителю) с претензией о восстановлении нарушенных прав потребителя в добровольном порядке, а в случае отказа от удовлетворения требований потребителя - с иском в суд.
2. Для розыска неизвестного лица, нарушившего права потребителя в социальной сети, необходимо обращаться в органы полиции.
3. Также можно обратиться с жалобой на действия продавца (исполнителя) в техническую поддержку социальной сети. Модератор может приостановить деятельность предпринимателя на странице.
Если вы столкнулись с нарушением своих прав потребителя, можете обратиться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» за помощью в разъяснении законодательства о защите прав потребителей, а также в составлении необходимых документов (претензии, заявления, жалобы, искового заявления) по тел.: 8(8352) 56-46-66 или 56-29-01 или адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 201, 202, адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru.
Также работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Назад