Памятки потребителям
Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение гарантийного срока, а именно:
· потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
· потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Гарантийный срок на комплектующие изделия может быть меньше или больше, чем на основное изделие. Потребитель вправе предъявлять претензии к комплектующим в течение того гарантийного срока, который больше.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.
За недостатки, обнаруженные покупателем в срок до 2 лет со дня передачи ему товара, несет ответственность продавец (даже если гарантийный срок товара уже истек), если покупатель докажет, что они возникли до передачи ему товара (или по причинам, возникшим до этого).
Гарантийный срок товара, а также срок его службы отсчитываются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, его исчисляют со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки устанавливаются с момента наступления соответствующего сезона, который определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Если все сроки прошли, требование все же может быть предъявлено, но только при выявлении существенных недостатков, только изготовителю товара (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и только о безвозмездном устранении таких недостатков. Потребитель должен доказать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента, доказывая тем самым отсутствие своей вины в нарушении соответствующих правил пользования, хранения или транспортировки товара.
Для урегулирования спора потребитель может предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю) путем подачи претензионного письма. Если ответ продавца (изготовителя, исполнителя) на претензию не поступил или не устраивает потребителя, то он имеет право обратиться за защитой своих прав в суд.
За помощью в разъяснении законодательства в сфере защиты прав потребителей и составлении необходимых документов (претензии, заявления, жалобы, искового заявления) можно обратиться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» по тел.: 8(8352) 56-46-66; 56-29-01 или адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 201, 202, адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru