Публикации

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

15 марта 2013 года международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей.

Международной Федерацией потребительских организаций определен девиз Всемирного дня защиты прав потребителей на 2013 год: «Потребительское правосудие сегодня».

Тематика Всемирного дня защиты прав потребителей подразумевает проведение работ, связанных с совершенствованием правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать основные задачи в конкретных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.)

В связи с этим тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав. Помочь потребителю понять основные принципы правосудия, чтобы любой человек не боялся обращаться в суд.

Право на осуществление правосудия дано только судам, так как только судебные акты имеют юридическую силу, и, соответственно, приводят к последствиям (взыскание денег, выселение, и т.д.), которые могут быть реализованы принудительно - через судебных приставов.

С одной стороны, осуществлять правосудие могут все люди, но всё же этот процесс должен быть профессиональным, ведь, по сути, правосудие это процесс, когда происходит сравнивание двух ситуаций и в результате сравнения делается какой-нибудь вывод.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», подробно дает необходимые разъяснения по вопросам применения норм материального права законодательства Российской Федерации регулирующего отношения с участием потребителей, так и по отдельным процессуальным особенностям рассмотрения в рамках гражданского судопроизводства дел о защите прав потребителей.

Разъяснения Пленума касаются подсудности, неустойки, бремени доказывания некачественности товара на гарантии и вопросов компенсации морального вреда. В частности, законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения при оказании риэлторских, а также медицинских услуг в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования. Уделено внимание вопросам исчисления договорных и законных неустоек. Так, уменьшение судом неустойки допускается только в исключительных случаях и по заявлению ответчика (с обязательным указанием мотивов этого решения).  

Основным положением в новом Постановлении является разъяснение, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (размер штрафа составляет 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя). Указанный штраф следует рассматривать как предусмотренный Законом особый способ обеспечения исполнения обязательств в гражданско-правовом смысле этого понятия.

Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации однозначно указал судам общей юрисдикции, на что обратить внимание в рамках рассмотрения дел гражданского судопроизводства в сфере защиты прав потребителей.

В любом случае качество правосудия напрямую зависит от того, насколько квалифицированно оказывается юридическая помощь и проводится юридическая консультация.

В соответствии с вышеизложенным, в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» и его филиалами планируется провести «горячие линии» с населением (с 11.03.2013 г. по 20.03.2013 г.), оформить наглядную информацию по данной тематике на сайте учреждения (памятки, образцы претензий и исковых заявлений в суд и т.д.). Адрес сайта: www.cge21.ru, телефон «горячей линии» (8835) 56-46-66.