Вопросы и ответы
Наши дети (школьники) проводят за партами по 4-7 часов (порой и больше). Не сказывается ли их сидение за партой часами на их здоровье ?
- Надежда Никандровна, дети (школьники) проводят за партами по 4-7 часов (порой и больше). Не сказывается ли их сидение за партой часами на их здоровье ?
Да может такое и произойти, ведь даже мебель за которой (и на которой) сидит ученик может повлиять на его здоровье! Важное значение имеет правильный подбор мебели, особенно в условиях школы, где дети проводят за партами, как вы сказали, много часов (плюс учитывая и внешкольную работу).
Поэтому, существуют гигиенические требования к мебели.
Гигиенические требования к мебели основываются на данных антропометрии и физиологии детского возраста. Например, мебель должна способствовать гармоничному физическому развитию детей, вырабатывать у них правильную осанку, длительно сохранять работоспособность ребёнка.
- Но ведь дети у нас, если можно так выразиться, имеют разные вес, рост…
Правильно. Поэтому одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорции ребёнка. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным детей и подростков. Школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся школ выпускается школьная мебель шести групп с цветовой маркировкой.
- Кто должен следить за этим?
Для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия в школах, вопросами подборки мебели, маркировки, рассаживанием детей за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время занятий должны следить медработники и педагоги.
- А какие Вы можете назвать наиболее распространенные нарушения в этом деле?
Нарушениями многих образовательных учреждений в подборе мебели является не соответствие столов и стульев росту учащихся, в ряде школ дети занимаются в одних и тех же кабинетах с 5 по11 класс. Такая мебель не отвечает условиям необходимым для поддержания физиологически рациональной позы и может способствовать развитию патологии органов зрения, а также опорно-двигательного аппарата.
- И что же может случиться с ребенком?
Если мебель мала для школьника, он находится в согнутом положении и при этом испытывает значительную статическую нагрузку; если наоборот, мебель большая - ребёнок вынужден тянутся, ноги не стоят на полу, висят; поза неустойчива, что также ведёт к нарушению осанки. Соответствие стола и стула пропорциям тела школьника - главное условие позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то же время воспитывает правильную осанку, предупреждает искривление позвоночника.
- На основании каких правил мы должны следить за мебелью для школьника?
Повторюсь: школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп по ГОСТ 11015-93 (столы), ГОСТ 11016-93 (стулья), ГОСТ 5994-93 (парты). Очень хороши учебные столы с изменяющейся высотой крышки от уровня пола.
А основным видом мебели для учащихся начальных классов должна быть школьная парта, обеспечивающая наклон рабочей поверхности школьной парты 7-15 град. Опять же, высота стола устанавливается в соответствии с длиной тела школьника.
Этому моменту уделено особое внимание в санитарных правилах по общеобразовательным организациям СанПиН 2.4.2 2821-10.
- Все-таки, Надежда Никандровна, уточните еще раз - как должен ребенок сидеть правильно?
При правильной посадке голова и туловище ребёнка находятся в прямом положении, грудь и живот не сдавлены, расстояние от груди до крышки стола, обращённой к ученику шириной с кулак, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол, предплечья лежат свободно на столе, расстояние от книги или тетради до глаз учащихся начальных классов от 25-
Кстати, следует также следить за осанкой детей во время ходьбы и за тем даже, как они стоят. Часто они стоят неправильно, перенося всю тяжесть на одну ногу. В этом случае могут возникнуть стойкие нарушения осанки и деформация позвоночника. За этим должны следить и родители.
Назад