Вопросы и ответы

18.06.2024

В пункте выдачи товаров интернет-магазина консультант отказал покупателю в примерке нижнего белья и купальника. Правомерно ли действие консультанта?

 Ответ:
 
         Пунктом 1 ст. 26.1 закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон) установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
          Дистанционный способ продажи товара регулируется Правилами продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 (далее - Правила).
           В соответствии с п. 14 Правил при дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
           При этом, продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю (п. 15 Правил).
           Таким образом, продавец или уполномоченное им лицо может и не представить возможность покупателю ознакомиться с товаром до его передачи, поскольку такая обязанность у продавца в силу закона отсутствует.
            В то же время покупатель, который приобрел товар дистанционным способом, вправе отказаться от товара как до его передачи, так и после передачи товара в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закон).
            Отметим, что ни Закон о защите прав потребителей, ни Правила дистанционной продажи товаров не устанавливают запрета на возврат продавцу товаров, принадлежащих к категории товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, каковыми, помимо прочих, являются нижнее белье и купальники (смотрите п. 5 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463).
              Таким образом, при покупке товара дистанционным способом уполномоченное лицо продавца может отказать покупателю примерить нижнее белье/купальник до его покупки, однако покупатель не лишается права отказаться от товара после его оплаты в течение семи дней, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства.

Назад