Полезная информация

24.05.2024

Что такое «маркированный товар»

 Очень часто зайдя в магазины, можно заметить, что рядом с обычным штрих-кодом на товарах расположены коды Data Matrix и RFID-метки для обозначения данного вида продукции. Но для чего же служит данная «маркировка»? Давайте разберемся.

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Они предусматривают: идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов; создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара; создание Единого каталога товаров.

С 1 января 2019 года действует Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ. В нем нет термина «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки. Вот небольшой перечень продукции, маркируемой на сегодняшний день:

1)      табачная продукция;

2)      духи и туалетная вода;        

3)      шины и покрышки пневматические резиновые новые;  

4)      предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;

5)      белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;

6)      обувные товары;      

7)      фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки;

8)      пиво и слабоалкогольные напитки;

9)      электронные сигареты;

10)  альтернативная табачная продукция;

11)  никотинсодержащая продукция;

12)  упакованная питьевая вода;

13)  молочная продукция;

14)  БАДы;

15)  антисептики;

16)  безалкогольные напитки;

17)  медицинские изделия.

Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Повторно использовать тоже не получится: при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.

Как только код выпущен, государство начинает отслеживать по нему все, что происходит с продукцией. Сведения о производстве, импорте, перемещениях, продажах и любых других операциях попадают в информационную систему маркировки.

Очевидные преимущества от маркировки получает потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля реализован в виде специального приложения «Честный знак», и им можно пользоваться с помощью смартфона.


Назад