Новости

05.03.2020

Информация о деятельности
Консультационных центра и пунктов для потребителей
в2019году

В 2019 году специалистами Консультационного центра и пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» продолжена работа по информированию и консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей.
           Количество оказанных консультаций потребителям в 2019 году составило 1658 консультаций, что почти в 2 раза меньше, чем в 2018 году (3205).Из них 48 % (807) консультаций от общего числа было оказано специалистами Консультационного центра, 52 % - специалистами консультационных пунктов (851 консультаций).
          Как и в предыдущие годы, большая часть консультаций была оказана по телефону -  60% (998 из 1658), консультаций на личном приеме – 599. В 10 раз по сравнению с 2018 годом возросло консультирование с использованием электронных коммуникаций - 61консультация в 2019 году (в 2018 - 6).
           Наибольшее количество обращений в 2019 году, как и в предыдущие годы, поступило по вопросам продажи технически сложных товаров - 239 обращений (14% от общего числа обращений), мобильных телефонов 158 обращений (9%), одежды и обуви 162 (9.8%), мебели 94 (6%),качество жилищно-коммунальных услуг- 88 обращений (5%), бытовых услуг 82 (4.9%) и финансовых услуг 96 (6%), продажи продовольственных товаров 123 (7,4%).
           В 2019 году отмечен рост обращений по следующим вопросам:
Продажи:
- продовольственных товаров (123 из 1658 по сравнению с 2018 – 176 из 3205) на 70%;
- товаров дистанционным способом на 74% (73 из 3205-в 2018, 54 из 1658 – в 2019);
- мебели на 70% (134 из 3205 в 2018, 94 из 1658 в 2019);
- лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на 89% (17 из 3205 в 2018, 19 из 1658 в 2019);
- парфюмерно-косметических товаров на 73% (11 из 3205 в 2018, 8 из 1658 в 2019);
Оказания услуг:
- образовательных на 70% (7 из 3205 в 2018, 10 из 1658 в 2019);
- финансовых на 80% (120 из 3205 в 2018, 96 из 1658 в 2019);
- связи на 96% (24 из 3205 в 2018, 25 из 1658 в 2019).
           В 2019 году отмечено снижение обращений по следующим вопросам:
- продажи игрушек на 17 % (42 из 3205 в 2018, 7 из 1658 в 2019);
- долевого строительства на 13% (47 из 3205 в 2018, 6 из 1658 в 2019);
- оказания услуг общественного питания на 24% (68 из 3205 в 2018, 16 из 1658 в 2019);
- общим вопросам применения законодательства о защите прав потребителей на 46% (190 из 3205 в 2018, 88 из 1658 в 2019).
В 2019 году уменьшилось количество устных консультаций, но возросло количество другой работы – просветительской (разработка методических информационных материалов, информирование через СМИ, консультирование и анкетирование в МФЦ, мероприятия при осуществлении образовательной деятельности), написание проектов документов.
           В отчетном периоде специалистами Консультационного центра и пунктов для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" была оказана помощь в составлении 325 документов. Из них:
       - 272 претензии в адрес продавцов (изготовителей) товаров, исполнителей работ (услуг) (89 - 33% из них по вопросам продажи технически сложных товаров и мобильных телефонов);
       - 40 исковых заявлений;
       - 13 проектов обращений в органы государственного контроля (надзора). Соответственно в 2018 году было 206 претензий, 35 исков и 2 обращения в органы госконтроля.
           По результатам рассмотрения продавцами, исполнителями (изготовителями) претензий, а также судами исковых заявлений, составленных специалистами Консультационного центра и пунктов в 2019 году, потребителям возвращены денежные средства на сумму 4 028 117,00 рублей (в т. ч. неустойка, моральный вред, штраф и судебные расходы).          
            В целях совершенствования потребительского образования, повышения эффективности мер предупредительного характера, направленных на защиту прав потребителей в различных сферах услуг, в 2019 году специалистами Центра и пунктов проведены 82 (в 2018 – 60) тематические «горячие линии» по различным темам, 274 (в 2018 – 166) мероприятия при осуществлении образовательной деятельности, из них 15 (2018 – 11) «круглых столов», 259 (2018 – 155) семинаров и других форм обучения (уроки-практикумы), опубликовано в печати и размещено в других СМИ 2602 единиц информационного материала. Из них: 1 – телевыступление, 16 – радиовыступлений, 132 материала опубликовано в печатных изданиях, 2 453 материала размещено на сайтах учреждения, муниципальных образований республики и других сайтах.
В 2018 году –радио 30, печать – 125, сайты – 1476.          
 С целью пропаганды знаний и разъяснения законодательства в сфере защиты прав потребителей специалистами КЦ и КП проведено 34 лекции внеклассных, факультативных уроков, конкурсов среди учащихся общеобразовательных, средних, высших учебных и специальных заведений.
        Всего информационно-просветительской работой охвачено более 700 учеников и студентов. До учащихся общеобразовательных, средних и высших учебных заведений было доведено много интересной и полезной информации с использованием демонстрационных слайдов, в т. ч. как не попасть в лапы мошенников при осуществлении покупок в сети Интернет.
 Обсуждены примеры из жизни, связанные с покупкой товаров через интернет, судебная практика по искам в защиту прав потребителей, что позволило учащимся сделать выводы о необходимости правомерного поведения потребителя в разных ситуациях.
   Все встречи с учениками и студентами в образовательных учреждениях проходили с обязательными викторинами или тестами на знание основ законодательства о защите прав потребителей.
           Кроме этого, Консультационным центром и пунктами проводилось консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей на базах 5 МФЦ в г. Чебоксары, г. Канаше, г. Цивильске и г. Шумерле, а также администраций районов республики и г. Чебоксары, районных библиотек.
C октября 2019 года заключены Соглашения о сотрудничестве ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» и его филиалов и МФЦ в г. Чебоксары (2 адреса: по Эгерскому б-ру и ул. Ленинградской), г. Канаш, г. Новочебоксарск, г. Цивильск и г. Ядрин. Проконсультировано всего на территориях МФЦ за 2019 год около 60 потребителей.
Консультантами в МФЦ распространялись памятки среди посетителей (свыше 800 экземпляров на различные темы) и проводилось анкетирование по вопросам в сфере защиты прав потребителей.
Также в целях повышения потребительской грамотности граждан с ограниченными физическими возможностями и лиц старшего поколения, пожилых граждан, специалисты   Учреждения и его филиалов в течение 2019 года провели 8 мероприятий по консультированию граждан по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей, Всероссийской недели сбережений и Дня качества:
- БУ «Цивильский центр социального обслуживания населения» Минтруда Чувашии;
- Казенном учреждении "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии;
- БУ "Новочебоксарский социально-реабилитационный центр";
- для членов клуба "Надежда" г. Новочебоксарск;
- для членов клубов «Нептун» и «Оптимисты» г. Канаш (для пенсионеров);
- членов городского совета «Союз пенсионеров России» г. Канаш;
- МБУ «Городская централизованная библиотечная система» г. Канаш ЧР (для пенсионеров).
В проведенных мероприятиях приняли участие более 200 человек. Консультанты рассказали участникам встречи об основных положениях законодательства в сфере защиты прав потребителей, о правилах возмещения морального вреда, об алгоритме действий при нарушении прав и интересов потребителя, а также объяснили, как действовать в спорных ситуациях и обезопасить себя от мошенников, в том числе при покупке товаров в интернет-магазинах. Участникам встречи даны разъяснения по вопросам приобретения некачественных продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе покупки смарт-устройств, по вопросам оказания бытовых, финансовых, платных медицинских и других услуг. Гражданам были предоставлены разработанные Учреждением памятки по теме: "Покупка мобильного телефона через интернет-магазин", "Как не попасть к мошенникам при покупке смарт-устройств в интернет-магазине", "Возврат смартфона в интернет-магазин", "Осторожно, бесплатные медицинские обследования всего организма - схема обмана граждан", "Бесплатная профилактика окон - схема обмана граждан", "Информация потребителю при приобретении фильтров для воды","Возврат лекарственных средств, купленных в аптечных учреждениях" и др.
           22 марта 2019 года специалисты КЦ консультировали потребителей на территории торгового центра "Мега Молл" (проконсультировано 8 человек, среди работников магазинов бытовой техники и технически сложных товаров проведено тестирование и анкетирование на знание основ законодательства о защите прав потребителей и правах, и обязанностях продавцов согласно Закону «О защите прав потребителей»).
           К числу наиболее востребованных и доступных для потребителей способов информирования можно отнести применение наглядных печатных материалов.  Так, в 2019 году было разработано, актуализировано и тиражировано 110 информационно-методических материалов (памятки, листовки) для распространения, что на 40% превышает показатель 2018 года (43 инф. материала). Из них: 41 разработал Консультационный центр, 25 - филиал в г. Новочебоксарске, 20 – в Цивильском районе, 9 – г. Канаш и 8 – г. Шумерля.
Более 5000 экземпляров памяток и информационных материалов было распространено среди населения республики с целью повышения грамотности в сфере защиты прав потребителей.
В целях исследования мнения граждан - потребителей товаров и услуг на территории Чувашской Республики в 2019 году проведены анкетирования во всех районах республики, в которых приняли участие студенты и учащиеся общеобразовательных школ, работники предприятий торговли, общественного питания (при прохождении гигиенического обучения и аттестации), дошкольных учреждений и других организаций обслуживания населения. Участие в анкетировании приняли более 800 человек.
           Анализ проведенного социологического опроса показал, что 75% респондентов обладают достаточным уровнем знаний в вопросах потребительского законодательства.
Также специалисты КЦ и КП в еженедельном режиме в процессе проведения гигиенического обучения работников торговли и общественного питания освещают вопросы применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.
          Основной задачей консультационного центра и пунктов остается консультирование, информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей в целях повышения потребительской грамотности населения республики, обеспечения осознанного выбора товаров, работ, услуг. Активная работа по повышению правовой грамотности населения, разъяснительная работа специалистов КЦ и КП позволяет гражданам республики во многих случаях разрешать проблемы мирным путем, в досудебном порядке.

Назад