Новости

17.04.2020

Памятка для потребителей пожилого возраста

Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" сообщает об участившихсяна территории Чувашской Республики фактах обмана и введения в заблуждениепотребителей, особенно людей пожилого возраста,связанных с навязыванием ненужных товаров и услуг по завышенной цене. Реализация товаров и услуг в данном случаеосуществляется непосредственно по месту проживания потребителей (на дому), при этом продавцами, как правило, являются:
-различные организации, выступающие в роли «медицинских учреждений», сотрудники которых проявляют «сердечную заботу о здоровье людей, страдающих различными видами заболеваний», что, соответственно, выражается в навязывании товаров, имеющих «чудодейственные свойства к излечению заболеваний», а также реализуемых по «неоправданно высоким ценам»;
- представители «газовых служб»;
- физические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ремонту и изготовлению пластиковых окон;
- физические лица, реализующие газоанализаторы, фильтры для очистки воды, медицинские приборы «Алмаг» и др.
Ассортиментом товаров и услуг, реализуемых такими способами, являются:товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, фильтры для очистки воды, услуги по регулировке пластиковых окон, установке газоанализаторов и др.
При этом потребители изначально не имели намерения и желания приобрести эти товары или заказать услуги, но у таких аферистов есть масса разработанных схем, которые помогают обманывать пожилых людей.
Например, под видом работников газовых служб появляются продавцы специальных датчиков (газоанализаторов), которые навязывают пожилым людям приобретение такого товара, иначе их оштрафует «газовая служба».
Некоторые «исполнители услуг», представляясь работником предприятия по ремонту и изготовлению пластиковых окон,навязывают пожилым людям бесплатную профилактику окон. Действуют они по заранее продуманной схеме, обследуя стеклопакеты, выявляют «серьезные» проблемы. Их главная задача - заключить договор на ремонт или установку новых окон на сумму, которая в разы превышает реальную стоимость подобных услуг.
Поступают обращения граждан, связанные и с нарушением прав потребителей при покупке фильтров для воды.
Находчивые аферисты приходят домой к пожилым людям представляясь сотрудниками государственных организаций, проводят «наглядные опыты» и рассказывают о низком качестве водопроводной воды, ее опасности для здоровья. При этом убеждают пожилых людей покупать дорогостоящие фильтры, если наличных денег для покупки фильтра не хватает, предлагают оформить покупку товара в кредит.
 
Чтобы защититься от таких мошенников необходимо:
1. Не принимать и не пускать в свою квартиру незнакомых людей;
2. Ничего не покупать, не посоветовавшись с близкими;
3. Не покупать никаких "чудодейственных препаратов" и лекарств с рук;
4. Не отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты, так как аферист может взять кредит или совершить покупку по данному документу от имени потребителя.
 
Приобретая товар у продавца, пришедшего к Вам на дом, помните:
1.                  Приобретая и применяя лекарственные препараты, биологически активные добавки к пище, изделия медицинского назначения только на основании информации, полученной от «консультантов» каких-либо организаций на дому, по телефону, а также из рекламных объявлений, без предварительной консультации с лечащим врачом, потребитель берет на себя ответственность за результаты самолечения.
2.                  Приборы физиотерапевтические надлежащего качестваобмену и возврату не подлежат, так как относятся к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях и входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар…», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55.
3.                  В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.09.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае продажи товара ненадлежащего качества (аппарат не работает) потребитель имеет право потребовать от продавца возврата уплаченной за товар денежной суммы. Если продавец отказывается в добровольном порядке положительно решить данный вопрос, спор может быть разрешен только судом (статья 11 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). В соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона РФ потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
4.                  Признать сделку по приобретению товаров недействительной и обязать продавца вернуть деньги вправе только суд (ст. 167 ГК РФ). Причем соответствующий приобретатель, посчитавший себя пострадавшим, должен в рамках гражданского судопроизводства доказать, что денежные средства за купленные товары уплачивались под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), либо под влиянием обмана, угрозы (ст. 179 ГК РФ). 
 
Если же Вы все-таки стали жертвой таких мошенников, то необходимо обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, предоставив в качестве доказательства копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты соответствующих товаров, а также другие документы, имеющие отношения к существу Вашего обращения, свидетельские показания.
Берегите себя и не попадайтесь в лапы мошенников!
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» по адресу: г. Чебоксары ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 200, 202, по телефону: 56-46-66, 56-29-01; на адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru
        Также работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней, на русском и английском языках.
 
 
 
 
 

Назад