Новости
Со сферой услуг мы сталкиваемся наиболее часто, что иногда даже этого не замечаем: отдаем вещи в прачечную или химчистку, обедаем в столовой, ремонтируем обувь и т.п. правового порядка можно добиться, только если каждый из нас будет заставлять работников торговли в сфере услуг выполнять обязанности и соблюдать наши права потребителей.
Основным документом, основополагающим для других законодательных актов, является Закон РФ от 07.02.2002г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (работ, услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащую качества и безопасность для их жизни и здоровья. Законом обеспечивается право потребителя на получателя информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) т.е. на просвещение в этих вопросах. Также устанавливается право и возможность государственной и общественной защиты интересов потребителей, определен механизм реализации этих прав. Данным законом для всех товаров, работ и услуг устанавливаются определенные требования по качеству, сроку службы, сроку годности, обеспечению гарантийного срока, обеспечению возможности ремонта и технического обслуживания товара, по обеспечению прав потребителей на безопасность товара (работы, услуги) и т.д.
При нарушении соответствующих прав потребителей продавец-изготовитель или исполнитель несут ответственность, предусмотренную законом или договором. Убытки, причиненные потребителю подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пенни), установленной законом или договором. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца, изготовителя или исполнителя от выполнения возложенных на них обязательств.
Законом установлена имущественная ответственность за вред, который причинен вследствие недостатков товара, работы или услуги. Вред, причиненной жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или других недостатков подлежат возмещению в полном объеме. Потребителю, его законному представителю (адвокату) принадлежит право требовать возмещение вреда, независимо, были договорные отношения с продавцом, исполнителем или нет. Кроме того, за потребителем законом закреплено право требования компенсации морального вреда, причиненного ему в следствии нарушения организаций, выполняющий функции на основании договора с потребителем и установленных законодательством прав потребителя. Размер компенсации
морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Итак, потребитель в сложившейся ситуации вынужден защищать свои
права. В случае возникновения конфликтных отношений между гражданином
и изготовителем, исполнителем, продавцом при продаже товаров
(выполнении работ, оказании услуг), выразившихся в нарушении прав
потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества
и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей
среды, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их
изготовителях (исполнителях, продавцах) необходимо направить в
письменном виде претензию в адрес одного из хозяйствующих субъектов, а
именно: изготовителю, исполнителю работ или услуг, продавцу,
уполномоченной изготовителем (продавцом) организации или
уполномоченному изготовителем (продавцом) индивидуальному
предпринимателю, импортеру.
Изготовителем считается организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а также индивидуальный
предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
Исполнитель – организация независимо от ее организационно-
правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий
работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец – организация независимо от организационно-правовой
формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары
потребителям по договору купли-продажи.
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или
уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный
предприниматель – организация, осуществляющая определенную
деятельность, или организация, созданная на территории РФ изготовителем
(продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным
продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с
изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и
удовлетворение требований потребителей в отношение товара
ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель,
зарегистрированный на территории РФ, выполняющий определенные
функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с
иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный
им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении
товара ненадлежащего качества.
Импортер – организация, независимо от организационно-правовой
формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт
товара для его последующей реализации на территории РФ.
В претензии должны быть указаны:
- наименование ответчика, его местонахождение;
- обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования и
доказательства, подтверждающие изложенные заявителем обстоятельства;
- требования заявителя;
- наименование ответчика, его местонахождение.
Претензия подписывается заявителем или его представителями. К
заявлению, поданному представителем, должна быть приложена
доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия
представителя. Претензия оформляется в 2-х экземплярах, вручается
ответственному лицу исполнителя услуг под подпись с указанием даты
вручения или направляется по адресу исполнителя заказным письмом с
уведомлением.
Сроки удовлетворения требований потребителя о соразмерном
уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление
недостатков товаров, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также
требования о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие
продажи товаров ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению
продавцом (изготовителем, уполномоченной организации) в течении 10 дней
со дня предъявления соответствующего требования.
Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу
(оказанную услугу) о возмещении расходов по устранению недостатков
выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими
лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услуги) денежной суммы и
возмещения убытков, причиненных в связи с отказом об исполнении
договора, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления
соответствующего требования. Требование о безвозмездном изготовлении
другой вещи из однородного материала такого же качества и о повторном
выполнении работы (оказания услуги) подлежат удовлетворению в срок,
установленный для срочного выполнения работы, а в случае, если этот срок
не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы,
который был не надлежаще исполнен.
В случае неисполнения в установленные законом сроки претензий
потребитель имеет право направить обращение в государственные
контролирующие органы, высшие исполнительные органы субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные
объединения потребителей, прокуратуру, а также иски в суды.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке
указывает либо наименование государственного органа или органа местного
самоуправления, в которое направляет письменное обращение, либо
фамилию, имя и отчество соответствующего должностного лица, а также
свои фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес,
по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин
прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их
копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу по информационным системам
общего пользования, подлежит рассмотрению в общем порядке.
Порядок рассмотрения обращений граждан, направленных в
государственные органы местного самоуправления определен Федеральным
законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации", вступивший в силу с 2 ноября 2006 года.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок
распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений,
которые подлежат рассмотрению в порядке, установленным Федеральными
конституционными законами и иными Федеральными законами.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы,
органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение
обращений осуществляется бесплатно.
Обращение гражданина – направленные в государственный орган,
органы местного самоуправления или должностному лицу письменное
предложение заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в
государственный орган, орган местного самоуправления.
Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по
специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти
либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-
хозяйственные функции в государственном органе местного самоуправления.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не
входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного
самоуправления или должностного лица, направляются в соответствующий
орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу,
в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении
вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о
переадресации обращения.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается
гражданину, направившему обращение с разъяснением порядка обжалования
данного судебного решения.
Не подлежат рассмотрению обращения, в которых: содержаться
нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и
имуществу должностного лица, а также членов его семьи; в случае, если
текст письменного обращения не поддается прочтению; если в письменном
обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно
давались письменные ответы по существу; в связи с ранее направленными
обращениями и при этом не проводиться новые доводы или обстоятельства;
в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не
может быть дан без разрешения сведений, составляющих государственную
или иную охраняемую Федеральным законом тайну.
Письменные обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в
случаях направления запроса в другие органы контроля руководитель
государственного органа или органа местного самоуправления, должностное
лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения
обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его
рассмотрения гражданина, направившего обращение.
При нарушении прав потребителей и не возмещении добровольно
продавцом, изготовителем, исполнителем (работ, услуг) причиненных
убытков защиты прав потребителей осуществляется в судебном порядке.
Иски могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца или по месту
нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребители по
искам, которые связаны с нарушением их прав, освобождаются от уплаты
государственной пошлины при обращении в суд. Более того, истцы
освобождаются от уплаты государственной пошлины, как при подаче
искового заявления, так и при обращении в суды в порядке обжалования
вынесенных решений; по просьбе истца при удовлетворении иска полностью
или частично могут быть возмещены также расходы по оплате помощи
адвоката.
Итак, потребитель в сложившейся ситуации вынужден защищать свои
права. Для удовлетворения законных требований гражданину сначала
необходимо обратиться с письменным заявлением в организацию, с которой
он совершил договорные отношения.
В заявлении необходимо указать:
- наименование организации, в которую оно направлено, ее
местонахождении;
- наименование истца, его местожительства, а также наименование
представителя и его адресе, если заявление подается представителем
(имеется в виду представитель государственной или общественной
организации;
- обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и
доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
- требование истца;
- цену иска;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
Назад