Новости
Неустойка представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) обязательства (в частности, в случае просрочки исполнения) (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взыскание неустойки является одним из способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей.
Частью 1 статьи 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) предусмотрено, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Законом N 2300-I закреплено право потребителя за нарушение его прав требовать от продавца (исполнителя) выплатить ему неустойку (п. 1 ст. 23, п. 3 ст. 23.1, п. 5 ст. 28 Закона N 2300-I), а именно:
- 0,5% (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),
- 1% (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),
- 3% (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).
Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом. Если в договоре с потребителем предусмотрен размер неустойки, меньший по сравнению с Законом N 2300-I, этот пункт договора является недействительным в соответствии со ст. 16 Закона N 2300-I.
Период просрочки исчисляется начиная с первого дня после истечения срока, в который обязательство должно было быть исполнено, до даты его фактического исполнения включительно. По общему правилу в период просрочки входят в том числе нерабочие дни.
Обращаем внимание на то, что Закон N 2300-I устанавливает предельные размеры для взыскиваемой потребителем неустойки. Так, в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (п. 5 ст. 28 Закона N 2300-I).
В случае нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара (п. 3 ст. 23.1 Закона N 2300-I).
Предъявление письменной претензии продавцу (исполнителю) о том, что в случае отказа в удовлетворении изложенных в ней требований, потребитель будет имеет право взыскать с продавца (исполнителя) неустойку, штраф, а также моральный вред значительно увеличивает шансы досудебного урегулирования спора.
При отказе (уклонении) в удовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке по общему правилу защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона N 2300-I может быть осуществлена только судом по правилам гражданского судопроизводства.
По вопросам получения консультаций в области за¬щиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей по адресу: г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 17, каб. 200, 202. Тел. 8(835) 56-46-66, 56-29-01, электронный адрес: urist.centr@cge21.ru, skype: URIST.CGE21.
Кроме этого, для потребителей функционирует Государственный нформационный ресурс (ГИР).Размещается ГИР на официальном сайте Роспотребнадзора по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru. На указанном ресурсе каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных, исковых заявлений и судебной практикой в сфере защиты прав потребителей.
Назад
Назад