Новости
Чтобы разрешить конфликт, возникший между продавцом (изготовителем, исполнителем) и потребителем, не обязательно сразу обращаться в суд.
Для урегулирования спора потребитель может предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю) путем подачи претензионного письма.
Закон не содержит требования об обязательном соблюдении досудебного порядка разрешения споров, однако на практике, потребителю лучше всегда обращаться письменной претензией, поскольку это упростит не только задачу по доказыванию нарушения прав, но и увеличит вероятность взыскания неустойки и морального вреда. В случае отсутствия претензии, потребитель также не сможет рассчитывать на штраф (за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя) в размере 50 процентов (ст. 16 Закона).
Если ответ продавца (изготовителя, исполнителя) не поступил или не устраивает потребителя, то он имеет право обратиться за защитой своих прав в суд.
Положениями Закона закреплено право на судебную защиту потребителя при нарушении его прав продавцом, изготовителем, исполнителем (ст. 17 Закона).
Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом РФ "О защите прав потребителей".
Суд возбуждает гражданское дело по исковому заявлению потребителя либо по заявлению той организации, куда потребитель обратился за защитой своих прав. Любой гражданин вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Дела о защите прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции. По общему правилу, при цене иска до 100 000 руб. дела подсудны мировому судье, в остальных случаях - районному суду. Дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), а также требования о компенсации морального вреда подсудны районному суду.
С судебным иском о нарушении своих прав потребитель может по своему выбору обращаться в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
- нахождения филиала или представительства организации, если иск вытекает из деятельности этого филиала или представительства (ст. 17 Закона).
По заявлению истца, по своей инициативе, а также судом к участию в деле для дачи заключения и оказания помощи потребителю в защите своих прав в суде может быть привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор и его территориальные органы, ст. 40 Закона).
Требования к исковому заявлению и порядок его подачи закреплены в статьях 131-136 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В исковом заявлении указываются:
1. Наименование суда, в который подается заявление.
2. Фамилия, имя, отчество истца - потребителя, его место жительства, а также фамилия, дата и место рождения, место жительства или место пребывания и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
3. Наименование ответчика - продавца (изготовителя, исполнителя) в лице гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.
В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу.
4. В чем заключается нарушение прав потребителя и его требования.
5. Обстоятельства, на которых истец – потребитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
6. Цена иска, если он подлежит оценке.
7. Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
8. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
При обращении в суд потребитель вправе потребовать не только возврата денег, но также полного возмещения убытков, уплаты неустойки и компенсации морального вреда.
По искам, связанным с нарушением прав потребителя, потребители освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. Если цена иска превышает 1 000 000 руб., госпошлина уплачивается в сумме, уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. Органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения потребителей освобождаются от уплаты госпошлины в любом случае.
При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в 3 года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.
На некоторые требования исковая давность не распространяется. В частности, это относится к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
При обращении в суд всегда необходимо помнить что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Если вы столкнулись с нарушением своих прав потребителя, обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» за помощью в разъяснении законодательства в сфере защиты прав потребителей и составлении необходимых документов (претензии, заявления, жалобы, искового заявления) по тел.: 8(8352) 56-46-66; 56-29-01 или адресу: г. Чебоксары, ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 201, 202, адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru
Назад