Новости

26.09.2023

Требования к освещению в детских образовательных учреждениях

Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга. Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма. Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения. Пребывание детей в детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах приходится в основном на дневное время. В связи с этим вопросы естественного освещения и инсоляции игровых и учебно-производственных помещений требуют первостепенного внимания при проектировании и строительстве детских и подростковых учреждений. Следует учитывать, что нормы и требования к освещению необходимо соблюдать не только в групповых помещениях, но и коридорных проходах, лестничных клетках и на уличной территории. Недостаточное либо слишком резкое освещение ведет к ухудшению зрения у детей, снижению либо повышению активности, нарушению самочувствия, появлению раздражительности, агрессивности или беспокойного сна и плаксивости, повышенному травматизму в связи с плохой видимостью. Для детского глаза наиболее полезным является естественное освещение. В связи с большими колебаниями естественной освещенности в течение дня и года нормирование естественного освещения осуществляется не по абсолютным уровням освещенности, а по относительной величине — коэффициенту естественной освещенности (КЕО). КЕО представляет отношение освещенности данной точки в помещении в люксах (лк) к освещенности снаружи под открытым небом в той же горизонтальной плоскости и выражается в процентах. Согласно действующим нормам освещения, приняты оптимальные значения КЕО для групповых и спальных помещений детских дошкольных учреждений, а также для классов, учебных кабинетов, кабинета врача— 1,5%. Недостаточное естественное освещение дополняется включением искусственного освещения. Система искусственного освещения должна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещений, не вызывать ослепленности. В настоящее время для освещения учебных и производственных помещений используются преимущественно люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Кроме того, эти лампы имеют ряд технико-экономических преимуществ: обладают большей светоотдачей и сроком службы, что позволило увеличить норму освещенности в 2 раза по сравнению с лампами накаливания. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Освещенность люминесцентными лампами групповых, игровых комнатах, помещения для занятий для детей до 7-ми лет не менее 400 лк. В музыкальных и физкультурных залах должна составлять не менее 200 лк. В учебных помещениях старше 7 лет – не менее 300 лк; в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 лк, в мастерских трудового обучения – 400 лк на столах и 500 лк на вертикальной поверхности классной доски. Для материала использована информация с сайта https://cgon.rospotrebnadzor.ru/ Фельдшер-лаборант лаборатории радиационного контроля и физических факторов Самсонова Ю.А.
Назад