Новости
Подведены итоги анкетирования населения Консультационным Центром по защите прав потребителей при ФБУЗ
При ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» проводились мероприятия, приуроченные к Всемирному Дню защиты прав потребителей, проходившему в 2013 году под девизом: «Потребительское правосудие сегодня».
В целях выяснения правовой информированности потребителей при ФБУЗ среди слушателей Курсов по гигиеническому обучению населения (далее ПГПиА) было проведено анкетирование.
Возрастной критерий респондентов составил: до 30 лет – 69%, 30-50 лет – 24 %, 50 лет и старше – 7%; социальный статусы респондентов: работающие – 32 %, служащие – 15 %, предприниматели – 9 %, домохозяйки – 5 %, педагоги – 23 %, учащиеся – 16 %.
Всего слушатели курсов по ПГПиА ответили на 19 вопросов.
Анализ данных анкетирования показал следующее:
На вопрос «В праве ли покупатель присутствовать на экспертизе товара?» правильный ответ дали 70 % слушателей Курсов, неправильный 18 % , затруднились ответить 12 %.
На вопрос «Кто должен предоставить покупателю сдачу, если ему продавец сказал что сдачи нет – идите, разменяйте?» правильно ответило также большинство – 87 %.
Не нашли затруднений отвечающие также на такие вопросы: «Если вы купили в магазине колбасу, а под оболочкой оказалась слизь зеленого цвета и резкий запах. Как поступить в таком случае?» (99 % правильных ответов) или «Куда нам можно обратиться, если в детском саду, в которых ходит ребенок, неполноценное питание?» (100 % правильных ответов – обратиться с жалобой необходимо в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике»). На вопрос «Должна ли туристическая фирма выплачивать компенсацию за прерванный отдых, в следствии возникших в стране беспорядков?» правильно ответили 80 % (должна возместить часть стоимости неиспользованного туристского продукта). На вопрос «Должна ли мастерская по ремонту обуви возместить стоимость утраченной (потерянной в мастерской) обуви и деньги уплаченные за ее ремонт?» правильно ответили 88 %. Вопрос о банковской деятельности также не вызвал больших затруднений. По вопросам кредитования правильно отвечали от 66 до 81 процента респондентов.
А вот некоторые другие вопросы вызвали затруднения. Например, «гражданин Иванов продает свою квартиру, подписали с агентством недвижимости договор на оказание услуг, в котором прописано, что при условии одностороннего расторжения договора по его желанию, он обязан будет заплатить агентству все расходы, произведенные в целях выполнения условий договора согласно прейскуранту, установленному исполнителем, но не менее 30 тыс. рублей. Вправе ли агентство взимать с гражданина Иванова эту сумму?» правильно ответили лишь 32 % - «нет», согласились с тем, что агентство «может взимать» ответило также 32 % опрашиваемых. И целых 36 % затруднились с ответом.
Вопрос: «При входе в магазин самообслуживания охрана магазина требует оставлять свои личные вещи (сумку, пакет) в камере хранения. Правомерно ли это?». Правильно (а это «нет») ответило 39 %, неправильно – большинство - 58 %.
На вопрос «Распространяются ли требования потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре, купленном на распродаже» тоже правильно ответило менее половины – 48 %, неправильно – 35 %, а 17 % «не знали, что им делать».
«Покупатель купил компьютер в магазине, в течение 14 дней хотел обменять качественный товар на другой. В магазине ему отказали, так как компьютер относится к технически сложным товарам. Правомерен ли отказ?». На этот вопрос правильно ответило также меньшинство (правильный ответ «нет») – 32 %. Что должны обменять ответили 57 % . Также мало правильных ответов оказалось и по поводу обмена неподходящих для потребителя контактных линз на новые. Здесь правильно ответили 36 % (менять контактные линзы нельзя), а неправильный ответ дали 57 процентов …
В итоге, анализ данных анкетирования выявил недостаточный уровень осведомленности части опрошенных по вопросам защиты прав потребителей.
Основной задачей консультационного центра и пунктов учреждения остается информирование и консультирование населения республики по вопросам право применения потребительского законодательства.
Консультационный Центр, существующий при ФБУЗ, планирует и впредь проводить анкетирование населения по вопросам защиты прав потребителей.
Консультационный Центр
Назад